Публикации

Русское ювелирное искусство на рубеже 20-21 веков
Выставки-ярмарки как явление современной ювелирной торговли

 

Несмотря на то, что ювелирная отрасль России имеет очень глубокие, можно сказать, многовековые корни, последние два с половиной десятилетия характеризуются настоящим взлетом ювелирного творчества. И на это есть несколько причин.

В самом начале 20-го, благодаря работам российских мастеров, самыми известными из которых были ювелиры и камнерезы мастерских Карла Фаберже, эта отрасль у нас значительно превосходила аналогичные производства в других странах Европы, главным образом, по художественному воплощению работ. Вместе с тем, в США, Австралии, государствах Азии ювелирное дело было представлено в зачаточном, кустарном виде. Однако с революцией 1917 г все коренным образом изменилось. Известные мастера и организаторы производств были вынуждены иммигрировать, и начали работать в новых для них странах. А в России (точнее в СССР) на долгие годы ювелирное искусство было практически потеряно. До семидесятых годов прошлого столетия ювелирные изделия выпускались только крупными заводами и носили массовый («штампованный») характер. В этот же период в качестве вставок в украшения начали использовать не натуральные камни, а их синтетические аналоги или имитации. И это несмотря на то, что в стране имелись достаточно большие запасы разнообразного природного сырья, в условиях крупных производств его использование ограничивалось не высокой технологичностью.

В семидесятые годы в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) при объединении «РУССКИЕ САМОЦВЕТЫ» была создана небольшая экспериментальная мастерская, где в очень ограниченном количестве стали появляться настоящие ювелирные и камнерезные шедевры. Параллельно с этим появилась нелегальная группа мастеров, выпускавшая очень высококачественные подделки под «Фаберже». И самым замечательным было то, что и там и там часто работали одни и те же люди. Надо сказать, что вплоть до конца 80-х годов в нашей стране индивидуалам практически невозможно было работать как с драгоценными металлами, так и с большим перечнем природных камней. Результатами этих ограничений становились вполне реальные тюремные сроки, грозившие любому частному мастеру. Так, к примеру, руководители артели «Монастырского» (по фамилии организатора) работавшей, как указывалось выше, в Ленинграде на ниве подделок под «Фаберже»,получили по 10-12 лет строгого режима.

И вот в конце 80-х годов (период так называемой перестройки) появились первые ювелирные кооперативы, и хотя по — началу они выпускали изделия без использования драгоценных металлов, именно здесь началось возрождение навыков работы с поделочными и полудрагоценными камнями. Одновременно мастера-частники получили возможность реализации своих изделий через коммерческие магазины. И начался очень бурный рост отрасли, а вместе с ней и ювелирного искусства. Так, к примеру, в самом начале 90-х в Санкт-Петербурге работали уже многие десятки небольших ювелирных производств, а мастеров-одиночек — тысячи. Вместе с количественными показателями, происходил и качественный рост выпускаемой продукции. Буквально за несколько лет многие мастера достигли уровня своих предшественников, а по некоторым показателям и превзошли их. Появились совершенно уникальные бренды «Ананов», «Помельников», «Сирин», «Грингор», «Русские ремесла» — всех не перечесть. Центрами возрождения ювелирного искусства стали Санкт-Петербург, Москва, Ярославль, Кострома, Челябинск, Екатеринбург. Ювелирные и камнерезные школы возникли в Иркутске, Якутске, Хабаровске и других городах. Наиболее выдающиеся работы заняли свои места в Эрмитаже, Оружейной палате, а также в частных коллекциях как внутри страны, так и за ее пределами. Последние несколько лет современные шедевры ювелирной и камнерезной пластики продавались даже через аукционный дом «Сотбис» в Великобритании, где пользовались неизменным успехом.

Чем же так привлекают работы современных мастеров как российскую, так и зарубежную публику? В первую очередь высокой культурой работы с природным камнем, сохранением лучших традиций прошлого и бурным развитием новых авангардных направлений. Вообще, нигде в мире, кроме России, не сохранилось такой любви к ювелирным украшениям. Именно к ювелирным украшениям, т.е. выполненным из драгоценных металлов со вставками из натурального камня. К большому сожалению, во многих странах Европы, США, Канаде гораздо большее предпочтение отдается ювелирной бижутерии, т.е. украшениям, выполненным из дешевых анодированных металлов и имитаций камней.

Вроде бы все хорошо с ювелирной отраслью в нашем отечестве, однако своя ложка дегтя и здесь найдется. В последние несколько лет, с выходом на наш рынок китайских, индийских и некоторых других производителей ювелирных изделий, произошло вытеснение с него значительной части отечественного товара. Да и российские производства стали частенько использовать дешевые «каменные» вставки от различных азиатских фирм, которые по сути дела являются откровенными подделками. В результате полки ювелирных магазинов в России заполнились весьма сомнительной, хотя и не дорогой продукцией. Однако если вам вдруг захочется купить колечко с бирюзой или кораллом в любых ювелирных сетях, чаще всего вам предстоит встреча с качественно выполненными керамическими вставками, часто с маскировкой «прессованный» (малахит, коралл, бирюза и пр.)

Другое дело ювелирные выставки-ярмарки. Эта форма торговли появилась именно как возможность реализации своей продукции для небольших мастерских и мастеров — индивидуалов. С этим контингентом ювелиров не очень охотно сотрудничают магазины из-за небольших объемов и неустойчивости поставок, а выживать как то надо. Вот и выходят они на эти выставки с работами, выполненными в единственном экземпляре или мелкосерийно. Тот, кто впервые попадает на подобное мероприятие, сталкивается с очень широким разнообразием ювелирных изделий. Здесь можно встретить и классические украшения из золота и серебра с драгоценными камнями, сохраняющие многовековые российские традиции, и продукцию авангардной направленности, которая может характеризоваться фантазийными сочетаниями металлов и использованием нескольких видов цветных камней внутри одного изделия. Вместе с камнем и металлом в украшениях могут быть использованы ткани, кожа, береста и другие нетрадиционные материалы. Даже сборка бус для многих мастеров становится в значительной степени творческим процессом и позволяет из простых и недорогих материалов создавать маленькие изящные шедевры.

Кроме украшений, на таких выставках можно подобрать ювелирные вставки, образцы минералов, которые могут стать неповторимой частью интерьера. Очень часто с участниками выставок можно договориться об изготовлении индивидуальных украшений на заказ, в общем, подобрать себе любимой (или любимому) что-то такое чего нет у соседа.

Что же касается Краснодара, то на каждой выставке-ярмарке «Блеск самоцветов» присутствует пусть и небольшая, но всегда познавательная экспозиция «Камень в ювелирном украшении», которая может быть наполнена как редкими образцами минералов, так и работами известных авторов камнерезного и ювелирного дела.






350000, г.Краснодар
ул. Рашпилевская, 32
Рейтинг@Mail.ru
© Государственное бюджетное учреждение культуры
«Краснодарский краевой выставочный
зал изобразительных искусств»
информация о сайте

Создание сайта Spider Group, Краснодар