Публикации

Осенняя художественная выставка
Краснодарской краевой организации СХ
Живопись, графика, скульптура, ДПИ

 

С 13 по 23 ноября в Краснодарском Краевом выставочном зале изобразительных искусств представлена традиционная осенняя выставка Краснодарской краевой организации ВТОО «Союз художников России». В экспозицию вошло около 250 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Выставка является творческим отчетом Союза художников за последние годы. В ней принимают участие заслуженные художники РФ Алексей Паршков, Сергей Дудко, Владимир Яковлев, Наталья Воржева, Ирина Седова, Алан Корнаев, член-корреспондент РАХ Александр Аполлонов, лауреат международных конкурсов Надежда Устрицкая, а также художники Владимир Егоров, Игорь Пугач, Валерий Пчелин, Ольга Беднаржик, Владимир Аксенов, Юрий Пономаренко, Дмитрий Беломыцев, Виктор Вайс, Лариса Мягкая, Ольга Трапицина, молодые авторы: Юлия Кудрина, Светлана Кукуева, Людмила Баронина, Кира Каневская, Мария Павлюк и многие другие.

На выставке представлены самые различные жанры: тематическая картина, символическая композиция, портрет, в том числе парадный, натюрморт, пейзаж, марина (морской пейзаж). Основное число авторов — жители Краснодара. Большой творческий «десант» осуществлен живописцами и графиками из Новороссийска, среди них — значительная часть — молодежь, недавние выпускники художественных вузов. Представлены живописцы, графики и мастера декоративно-прикладного искусства из Славянска-на-Кубани, Абинска, Ейска, Лабинска, Крымска, а также художники из сельской глубинки (ст. Холмской, Павловской, Старощербиновской). Подлинной «изюминкой» выставки явилась скульптура краснодарского скульптора Фурката Байчибаева, выполненная из металлического лома.

Мы видим настолько разные художественные явления, что можно говорить о полифонической картине мира, свойственной современному искусству Кубани. От реализма до беспредметного и актуального искусства — такова «палитра» сегодняшней выставки. Занимаясь главным образом не идеологией, а онтологией и создавая яркие, выразительные, запоминающиеся образы, художники способны сказать главное слово о своем времени и о родной земле. Этому не мешают разнонаправленные творческие тенденции, которые укладываются в две основные концепции: региональную и глобалистскую. Иногда они удивительным образом соединяются.

Что касается мэтров современного искусства, то каждый из них по-своему осмысливает современную постмодернистскую художественную модель, предполагающую наличие как центробежных, так и центростремительных сил. Одни авторы, пройдя в 1990-е годы путь увлечения языком абстракционизма, возвращаются в лоно фигуративного искусства, другие, напротив, раскрепощаются и выбирают путь формотворчества, философских метафор.

Молодые художники показывают как уровень школы, так и творческие искания. У них часто более «свежий» взгляд на современные социокультурные процессы, происходящие в обществе.

Социальные изменения, произошедшие в последние десятилетия в российском обществе не могли не вызвать к жизни изменение художественной парадигмы. Эти изменения коснулись не только трансформации художественного языка и появления множества «языков», или стилей, но и формирование новой картины мира, к которой изменился статус европейской культуры, претендующей на мировое господство. В поле внимания художников все больше попадают культурные артефакты Востока и Африки, первобытного искусства и синкретического творчества индейцев Америки.

Осознание своей связанности не только с общероссийским, но и мировым целым привело к появлению художников совсем другого типа. Они перестают осознавать себя провинциалами, которые, как считалось, в принципе ничего не могут создать самобытного. Проблема региональной идентичности — абсолютно новый вид дискурса, возникшего к началу 1990 —х годов ХХ века и существующий до сих пор.

Постоянная оглядка на художественное творчество столицы становится все меньше, и начинают формироваться собственные представления об искусстве. Множественность источников культуры Кубани, позволяющие возникновению продуктивного диалога и открытости, приводит к возникновению собственной, региональной культуры.

Но при этом рост информации, который происходит сейчас в геометрической прогрессии, вызывает в региональном искусстве две силы, направленные друг против друга. С одной стороны — актуализируются глобалистские концепции как в изобразительном искусстве, так и в других его видах, а с другой — усиливаются его региональные черты, подчеркивающие аутентичность культуры и искусства южного региона. Поиск своих корней и осознание себя частью человечества (даже космической «пылинкой») приводит к тому, что начинает формироваться свой художественный «диалект».

Вершина станковой живописи — жанровая монументальная картина — остается уделом немногих как вследствие ее технической сложности, высоких требований к композиции, так и необходимости следовать вызовам времени, философским и идеологическим концепциям сегодняшнего дня.

Натюрморт — один из самых распространенных жанров на выставке, позволяющий и сохранять форму, и заниматься творческими экспериментами. В рамках постмодерна «голландский» и «французско-русский», идущий от Сезанна и группы «Бубновый валет», натюрморт выражает наиболее ценностные ориентации южно-российской живописи.

Анализ портретного жанра показывает, что c камерной формы портрета он перемещается в сторону парадного.

Пейзаж как всегда хорош и разнообразен как в стилистическом, так и «географическом» отношении.

Сегодняшняя выставка — свидетельство тому, что мысль интеллектуалов второй половины ХХ века о смерти картины, несколько устарела. Картина жива. И в этом тоже проявление нашего, кубанского, регионализма, а попросту любви к своей Земле.

Соколинская Татьяна






350000, г.Краснодар
ул. Рашпилевская, 32
Рейтинг@Mail.ru
© Государственное бюджетное учреждение культуры
«Краснодарский краевой выставочный
зал изобразительных искусств»
информация о сайте

Создание сайта Spider Group, Краснодар