Персональная юбилейная выставка Анатолия Васильева "Пейзажи России. От Севера до Юга". (к 75-летию художника и к 50-летию его творческой и педагогической деятельности). 1.11 - 11.11

Среди художников Кубани, развивающих традиции русской пейзажной живописи, Анатолий Алексеевич Васильев занимает место последовательного пленэриста, в произведениях которого получила развитие концепция лирического пейзажа. Он принадлежит к числу живописцев, ведущих любовный диалог с натурой, но не копирующих ее, а органично сочетающих мгновенные впечатления с длительным состоянием природы, предметов или человека.

Васильев родился в городе Истра Московской области. Служил в армии, затем закончил художественно-графический факультет МГПИ им. В.И. Ленина, по распределению приехал в Краснодар. С 1962 года работает в Кубанском государственном университете. Сейчас он — профессор КубГУ, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Кубани.

По складу своей души, по культуре и образованию Васильев попадает в архетипы пленэрной живописи, синтезирующей стилевые приемы импрессионизма с требованием крепкого академического рисунка и «неразмытости» формы. Поэтому непосредственность восприятия мира сочетается с ясной композицией, тектоничностью, созданием однородной колористической среды. В этюдах художник заимствует приемы выразительности у большой композиционной картины. Натура воспринимается им как исходный материал. Вглядываясь в природу, художник отбирает для себя сущностное, а не случайное и тщательно «строит» картину. Часто он выбирает высокую точку зрения, что сглаживает ощущение этюдной непосредственности. Первое впечатление перерастает в философское размышление о природе.

Для композиционной системы Васильева свойственна одна, очень важная для него черта — стремление уравновесить все элементы, составляющие ее. Для этого он либо пользуется классическим «кулисным» построением либо более сложным, включающим в себя элементы «случайности». Например, он очень любит изображать дорогу, но движение у него всегда идет справа налево и в глубину. Этот прием часто применяли художники второй половины XIX века, используя «диагональ преодоления», создающую эффект застывшего кадра.

И в целом, и в деталях Васильев выступает как реалист, стремящийся не только к передаче состояния природы, но и правдиво воспроизводящий особенности ландшафта. Художник абсолютно точен в изображении видов еловых и лиственных деревьев Средней полосы, природы Северного Кавказа, архитектуры, предметов быта в натюрмортах, а лица людей, их одежда передают характер и дух исторического времени.

В пейзажи Васильева хочется «войти» и «жить» в них. Это пленэр, но не безразличный к выбору предметов для изображения. Сам мотив не случаен и связан с его философского-религиозной христианской программой. Россия с ее женским лицом — главный объект внимания художника, предмет его рефлексии. Пейзажи, портреты, натюрморты несут в себе типично национальное начало. Ели и березы, зелень дождливого северного лета, уходящие к горизонту дали, величавые соборы и небольшие деревянные церквушки, серые избы, низкие, бегущие по небу облака — вот признаки ландшафта русского Севера и Средней полосы. Каргополь и Звенигород, Ростов Великий и Владимир, Суздаль и Переславль-Залесский… Потом география расширяется от Белого моря: Архангельск, деревни Зимне-Золотицкое Кимжа,- до Черного: Горячий Ключ, Мезмай, Абрау-Дюрсо, Абинск, Новороссийск, Каладжинская, Псебай.

Васильев создает свой миф о России, в котором нет драматизма, войн, насилия. Поэтому его искусство психологично и соразмерно человеку, безыскусно и сердечно. В «малом» он видит большое, конкретный пейзаж представляет как целый мир, гармоничный и самодостаточный.

Искусствовед, член АИС Соколинская Т.И.

Открытие состоится 1 ноября в 16.00.

Выставка продлится до 11 ноября.

т.: 262-81-62






350000, г.Краснодар
ул. Рашпилевская, 32
Рейтинг@Mail.ru
© Государственное бюджетное учреждение культуры
«Краснодарский краевой выставочный
зал изобразительных искусств»
информация о сайте

Создание сайта Spider Group, Краснодар