Параллели и меридианы

Владимир Орлов и Николай Лой
Живопись

В Краснодарском краевом выставочном зале изобразительных искусств проходит выставка двух российских живописцев — народного художника РФ Николая Лоя ( 1925 — 2004) и Владимира Орлова (1961), представивших более 100 работ, созданных в разные годы. Они принадлежат к разным поколениям и художественным школам, но их объединяет любовь к природе. Пейзаж — главный жанр в их творчестве. Николай Лой — представитель украинской школы живописи середины ХХ, для которой характерно широкое мажорное письмо, яркая, отчасти декоративная манера. Владимир Орлов развивает традиции русской реалистической школы, сочетающей непосредственность и строгую академическую компоновку, внимание к деталям.

Николай Павлович Лой родился 16 февраля 1925 года в городе Молочанске Запорожской области на Украине. В 1943-м пошёл на фронт и воевал до 1945 года. В 1950 году закончил службу в армии и поступил в Харьковский государственный художественный институт, который окончил в 1955-м году с отличием. С 1960 года Лой жил и работал в Норильске. Затем в Красноярске.

В 1987 году переехал на Кубань, в Славянск-на-Кубани. Первый период творчества Лоя посвящен Крайнему Северу, Арктике, ставшей творческой родиной художника. Суровое величие природы Заполярья, подвиг людей, преобразующих таймырскую тундру, покорили южанина, он с увлечением взялся за освоение северного материала. Он много путешествовал на собачьих упряжках и самолетах ледовой разведки, на оленях и атомном ледоколе «Ленин». Он побывал с этюдником на Диксоне, многих полярных станциях, Северной Земле и Земле Франца-Иосифа, полярных станциях. Во многих своих работах художник сумел показать мир малообжитых мест, полный таинственной прелести. Когда художника спросили: «Такая ли уж красочная северная природа, какой вы изображаете ее на своих полотнах?», — он сказал: «Побывав в разных уголках нашей необъятной Родины (в 1968 году Н. Лой совершил поездку на автомобиле по всем республикам Советского Союза), я теперь имею некоторое право сравнивать и могу утверждать, что по насыщенности и богатству цветовой гаммы с Заполярьем может соперничать лишь Памир, его высокогорные районы». Избегая излишних подробностей, Н. Лой добивается целостного живописного единства, позволяющего почувствовать и голубую пургу, и синь полярной ночи, и полуночное солнце, и красное марево, и осеннее убранство тундры. Его работы экспрессивны, темпераментны, написаны широко и мощно.

В 1987 году художник переехал в Славянск — на- Кубани. За это время им были открыты постоянно действующие персональные выставки в общеобразовательных школах, Домах культуры, детской художественной школе. Свыше 70 работ передано в дар Славянскому историко-краеведческому музею. Николай Павлович награждён одиннадцатью правительственными наградами, медалью Фонда мира, золотой медалью «Лауреат» и памятными медалями за участие в художественных выставках. В 1976-м Н.П. Лою присвоено звание заслуженный художник России, а в 2003-м за выдающийся вклад в развитие культуры страны — народный художник Российской Федерации. В это время он был единственным в Краснодарском крае художником с таким почётным званием. 6 мая 2004 года Николай Павлович Лой ушел из жизни.



Владимир Орлов родился в Ставрополе в 1961 году. Уроки мастерства он брал у своего отца — Александра Ивановича Орлова. Окончил Ставропольское художественное училище (1987 г.), затем Московское высшее художественно-промышленное училище (1993 г.). Первая выставка, в которой принял участие Владимир Александрович, состоялась в Ставрополе, в художественном училище, в 1985 году. К тому времени относится и первый отзыв в печати о работах юного Орлова. Рассказывая о выставке, краевая молодежная газета «Молодой ленинец» выделила шестерых третьекурсников, представивших свои работы. Одним из тех, кто отважился вынести на обозрение публики свои творения, был Владимир Орлов. Уже тогда рецензент отметил:

- Пейзаж и натюрморт Орлова говорят о том, что автора волнуют проблемы цветовых и тоновых отношений.

С той поры прошло почти тридцать лет. Владимир Орлов стал профессиональным художником, его работы побывали на выставках более чем в восьмидесяти странах мира.

Он — член ВТОО «Союз художников России», Международного художественного фонда, Союза художников Подмосковья, член Правления Союза художников Подмосковья, член Творческого объединения «Сарматы». Владимир Орлов — участник более 80 выставок в России и за рубежом, из которых 9 — персональных.

В 2010 году с большим успехом прошли две выставки работ В.А. Орлова в Китае. Полотна русского художника нашли отклик в сердцах жителей Поднебесной. Многие из них приобрели китайские коллекционеры русской живописи.

Орлов же вернулся в Россию с новым запасом зарисовок, «китайская» тема стала важным этапом в творчестве художника. На его новых полотнах —китайские города, деревни, рынки, бухты, заливы, горы, природа, цветы.

«Пейзажи Орлова ослепительно красивы, — отмечает рецензент Алла Мощенко.- Энергетика, внутренний свет его пейзажей открыты для каждой внимательной души». Она сравнивает живую природу художника с «бесконечным океаном откровений».

Орлов из тех художников, для которых важна натура. Он пишет свои пейзажи в горах, в Домбае, Архызе, на горе Недреманной, на Сенгилеевском водохранилище. Искусствовед Ольга Бендюк, говоря об особенностях творчества Владимира Александровича, замечает: «Один из его любимых жанров Орлова — городской, или урбанистический пейзаж. Немногие художники чувствуют поэзию города, который представлен в разное время суток и время года, в разном настроении и состоянии — сквозь золотистую дымку вечернего освещения и свежий, прозрачный ранним утром; сквозь пелену дождя и яркие блики солнечного дня; серебристо-серый зимой и золотистый осенью». Особенно это видно на полотнах, где художник запечатлел площади, улицы и переулки старого Ставрополя, древней Москвы, Суздаля, Великого Новгорода.

Творчество Николая Лоя и Владимира Орлова, объединенное на выставке «Параллели и меридианы», представляет две основные тенденции пейзажной живописи и натюрморта второй половины ХХ — начала ХХI годов.

Этюдная импрессионистическая манера Лоя, который начал работать в конце 1950 — х годов, несет в себе мажорную энергетику времен строительства социализма, покорения Крайнего Севера. Орлов стал выставляться в конце 1980 — х, он — художник другой эпохи. В нем нет пафоса, определившего творческую манеру Лоя, он скорее лирик, мастер созерцательного отношения к натуре.

В чем — то эти авторы пересекаются, в чем-то «параллельны» друг другу. Главное, что их объединяет — сохранение пластического живописного языка, любовь в природе.




     Архив выставок




350000, г.Краснодар
ул. Рашпилевская, 32
Рейтинг@Mail.ru
© Государственное бюджетное учреждение культуры
«Краснодарский краевой выставочный
зал изобразительных искусств»
информация о сайте

Создание сайта Spider Group, Краснодар